Приветствую Вас Гость
Суббота
15.12.2018
11:07

Супонево

Навигация
Мега раздел
Супонево [5]
Онлайн телевидение [1]
Форма входа
Поиск
Наша погода
Супонево
rp5.ru
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Жителей: 0
Наш опрос
Откуда вы?
1. Супонево
2. Антоновка
3. Не живу там, но иногда бываю
4. Курнявцево
5. Тимоновка
6. Ниразу не был(а), но хотелось бы...
7. Жил(а) там раньше
Всего ответов: 42
Болталка
Главная » Статьи » Супонево

Свенский монастырь
Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он окончательно прозрел. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..." 

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой. 

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679-90 гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В 1712-15 гг. Успенский собор был капитально отремантирован. 

Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в. 

Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса. 

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия. 

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь. 

Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен. 

Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до кон. 1920-х гг. памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юговосточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля. 

Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й пол. 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г. - с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В "греческом" ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 в. на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 в. основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла ок. 2 млн. рублей, в 1860-х гг. - до 3 млн. рублей Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны. 

Собор Успенский. Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями. 

В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две створки из которых сохранились полностью (одна из них - фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике "Коломенское", другая - в Брянском литературном музее. 

Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас "малороссийской работы" в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его "бунтовство" в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли "восьмым чудом света". 

Церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной. Наиболее древний из сохранившихся монастырских памятников. Представлял собой характерную для 16 в. монастырскую постройку - небольшой бесстолпный и одноглавый храм на подклете с примыкающей к нему обширной одностолпной трапезной палатой. 

Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа. 

Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко). 

Необычен нижний ярус здания - Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную. 

Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749- 58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978-88 гг. (архит. Л.П. Бестужева). 

Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания. 

Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров). 


Оригинал статьи: http://www.debryansk.ru/~ssadm/SvenskyM.htm

Категория: Супонево | Добавил: vofka7 (12.11.2008)
Просмотров: 1376 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 ийо  
Хорошая статья! познавательная!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]